В Миассе, в клубе-отеле «Золотой пляж» на берегу озера Тургояк, прошло очередное занятие экологической школы для журналистов Южного Урала. Напомним, экологическая школа – это проект Союза журналистов Челябинской области, поддержанный Фондом президентских грантов.
В этот раз работники СМИ Миасса, Златоуста, Карабаша, Сатки, Чебаркуля, Уйского и Аргаяшского районов обсуждали с экспертами состояние наиболее известных озер горнозаводского края, возможности их сохранения и «лечения» в случае усиления деградации.
Краткие сообщения о симптомах «заболевания» водоемов сделали председатель Союза журналистов области Светлана Зайцева и директор управления по экологии и природопользованию администрации Миасса Сергей Бубнов. Сергей Владимирович также рассказал о том, что администрация Миасса делает для сохранения Тургояка и других озер.
Посыл встречи общеизвестен: увеличивается рекреационная нагрузка на местные озера; возрастает загрязненность берегов, прибрежных территорий и акваторий не только мусором, но и хозяйственно-бытовыми и канализационными стоками. Все это приводит к снижению качества воды, цветению водорослей и заболачиванию водоемов, негативным воздействиям этих процессов на прибрежную флору и фауну, а также на человека.
Спикерами семинара были председатель Общественного экологического совета Миасского городского округа, заслуженный эколог РФ, кандидат биологических наук Александр Лагунов и кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики обучения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Сергей Захаров.
Еще в середине 60-х годов прошлого века советские ученые отметили особенность ряда озер Южного Урала: наличие большого количества органических веществ, которые ускоряют процессы загрязнения водоемов. Однако не это усиливает деградацию многих из них, а рекреационные издержки и нарастающий слив стоков.
Говоря об озере Тургояк, Сергей Захаров подчеркнул его широко известную уникальность: прозрачность воды, чистоту, близкую к байкальской, большую площадь, обрамленную красивыми лесами. Тургояк, можно сказать, без больших потерь пережил водозабор на питьевые нужды, осуществляемый здесь с 50-х по 90-е годы, периодические падения уровня, наплывы купальщиков. А вот что продолжает серьезно «подтачивать» его здоровье, так это увеличение количества туристов, вытаптывающих и загрязняющих мусором его берега, рекреационный натиск учреждений отдыха, захвативших немалую часть прибрежной территории (не все из них соблюдают санитарно-защитные требования в полном объеме). Вместе с тем, как обнадеживающе подчеркнул Сергей Захаров, в последние два года Тургояк, словно восстанавливающий силы раненый богатырь, начал сбрасывать с себя путы недоброго присутствия людей – активно самоочищается. Правда, далеко не все проблемы здесь решены. Если не принять меры, уникальные качества Тургояка вновь оскудеют.
А вот состояние озера Большой Кисегач более проблематично. Здесь процессы деградации, что называется, на лицо. Но их можно приостановить и сохранить озеро для массового посещения людей, если усилить охранные мероприятия, повысить культуру и бережливость тех, кто приходит сюда отдыхать и купаться.
Природный парк нужен, как воздух
О целях создания природного парка «Тургояк» журналистам рассказал Александр Лагунов. Оказывается, в начале нулевых годов проект такого парка был разработан, но по разным причинам реализован тогда не был. И сегодня вновь встает задача продолжить работу по переводу озера, являющегося памятником природы, в разряд заповедных. Еще в начале 20 века к этому призывал профессор В. Н. Сементовский. Начиная с 60-годов, предпринимались многочисленные попытки усилить степень защиты Тургояка, но кардинальных перемен не происходило, поскольку не прекращались стройки на его берегах, не сокращался приток отдыхающих. Заботясь о сохранении уникального озера, губернатор Алексей Текслер поставил задачу с помощью создания природного парка сформировать такую систему охранных мер, жестких санитарных и рекреационных норм, которые смогли бы помочь уникальному водоему «выздороветь». Также сохранности Тургояка будет служить смыкание природного парка с национальным парком «Таганай», что расширит возможности цивилизованного и организованного туризма на значительной природной территории, которая, к слову, включит в себя Александровскую сопку. Тургояк предполагается опоясать кольцевой дорогой, которая будет иметь ответвления только к тем учреждениям отдыха, которые впишутся в новые экологические требования. Поэтому большая часть баз отдыха советского образца, расположенных на западном берегу, будет снесена. Причем их владельцев обяжут провести рекультивацию занимаемых земель. Будет организована сеть экологических троп со стоянками, не загрязняющими природу. Даже учреждения, не наносящие большого вреда Тургояку, будут регулярно проверяться международной мониторинговой станцией, которую планируют тут создать. Все должно быть сделано к 2023 году на областные, федеральные и частные средства, в рамках партнерства государства и бизнеса. Пока же идет многоплановая подготовительная работа, которая подразумевает заинтересованное участие уже имеющихся учреждений отдыха, властных структур, общественных организаций и волонтеров, а также, разумеется, СМИ. Наряду с созданием заповедных зон, полностью закрытых для туристов, особое внимание будет уделено территориям, подверженным сегодня чрезмерной рекреационной нагрузке (например, Пугачевская поляна, городской пляж). Их необходимо будет перевести в разряд менее опасных для озера.
В походной лаборатории
Не меньший интерес у журналистов вызвали практические занятия на берегах озер Инышко и Тургояк. С помощью приборов, которые привез с собой Сергей Захаров, он продемонстрировал работникам СМИ, как измерять температуру, прозрачность, электропроводность озерной воды, насыщенность ее кислородом. Выяснилось, что вода в Инышко теплее, а в Тургояке прозрачнее, и количество кислорода в ней приближено к норме, в отличие от воды из Инышко, повышенное содержание кислорода в которой «обеспечивают» растения и водоросли.