Обещает возрасти тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов

Обещает возрасти тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов

15.11.2021
15.11.2021
jx6yxe4kkay-1280x693.jpg

Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направил в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области предложения по корректировке тарифов на услуги Регоператора в Челябинском, Карабашском и Магнитогорском кластерах. Корректировка подразумевает повышение тарифов на услуги на 2022 год.

С чем связано такое решение Регоператора и как формируется тариф на услугу по обращению с ТКО, рассказали специалисты Центра коммунального сервиса.

– В октябре текущего года Центр коммунального сервиса направил в Министерство тарифного регулирования свои предложения по корректировке тарифов на 2022 год, – пояснили в ЦКС. – Таким правом Региональный оператор наделён по закону. На рассмотрение экспертов были представлены расчёты необходимой валовой выручки (НВВ). Если выражаться образно, то НВВ – это весь бюджет организации, в котором расписаны статьи затрат, необходимые для качественного оказания услуги по обращению с ТКО на протяжении всего будущего года.

На 2022 год, по расчётам специалистов Регионального оператора, требуется значительно большая сумма НВВ, чем та, что была утверждена тарифным органом на 2021 год. И на это есть ряд объективных причин.

Ошибки первой территориальной схемы

– Первая территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области начала действовать с 1 января 2019 года, – пояснили специалисты Регоператора. – Этот документ содержал подробную информацию о том, сколько и в каких населённых пунктах проживает жителей, где находятся контейнерные площадки и сколько на каждой из них установлено баков, сколько образуется отходов, которые должен вывозить Региональный оператор.

В документе была изложена информация обо всех объектах инфраструктуры: где находятся свалки, полигоны, мусоросортировочные комплексы и перегрузочные станции. На основании этих данных была рассчитана вся логистика по вывозу мусора: сколько рейсов должны были делать мусоровоз и по каким маршрутам. Исходя из этого закладывались необходимые затраты на топливо, ремонт, обслуживание, страхование техники, людские ресурсы и все прочие моменты.

Первые месяцы работы по территориальной схеме обнажили проблему – оказалось, что утверждённый документ откровенно «сырой». Прописанные на бумаге объёмы работ не соответствовали тем, что приходилось выполнять по факту. Каждый месяц нагрузка только нарастала: в маршруты движения мусоровозов добавлялись неучтённые по разным причинам контейнерные площадки, и это, безусловно, увеличивало расходы Регионального оператора. По факту, за год работы ЦКС стал обслуживать на 6 тысяч контейнерных площадок больше, чем предполагалось изначально.

В декабре 2019 года Региональный оператор открыто заявил, что по итогам года сумма неоплаченных работ компаниям-перевозчикам ТКО со стороны ЦКС приблизится к 1 млрд рублей. К этому привели долги потребителей услуги по обращению с ТКО и крайне низкий утверждённый тариф. Низкие тарифные ставки на 2019 год как раз и заложила откровенно «сырая» территориальная схема.

Напомним, жители многоквартирных домов в Челябинском кластере оплачивали около 67 рублей (66,60 руб.) в месяц, жители МКД в Карабашском кластере – в районе 77 рублей (76,60 руб.) в месяц. Для исправления дисбаланса ЦКС направлял в конце 2019 года в тарифный орган расчёты по НВВ на 2020 год, который позволил бы закрыть образовавшийся «кассовый разрыв». По расчётам выходило, что тарифные ставки для жителей МКД в Челябинском кластере могли достичь 107,33 рубля с человека в месяц. Тарифы подняли, но, как оказалось, не настолько, чтобы покрыть расходы Регоператора по оказанию услуги.

Из чего состоит тариф?

Мы попросили рассказать специалистов Центра коммунального сервиса, из чего состоит тариф на услугу по обращению с ТКО.

– Суммы, которые граждане видят в квитанциях за услугу по обращению с ТКО, получаются путём несложных математических действий, – пояснили в ЦКС. – Алгоритм расчёта четко прописан в законодательстве. Для этого утверждённый Министерством тарифного регулирования предельный единый тариф Регионального оператора необходимо умножить на норматив накопления ТКО, который также утверждён министерством. Кстати, норматив накопления – величина, которая определяет объём ТКО, образуемый одним жителем за год. Полученное произведение необходимо разделить на 12 месяцев. Так получается плата за услугу в перерасчёте на одного жителя в месяц.

Предельный единый тариф Регионального оператора утверждается Министерством тарифного регулирования по каждому кластеру отдельно.

Тариф рассчитывается делением необходимой валовой выручки Регионального оператора, необходимой для оказания услуги по обращению с ТКО, на прогнозный объём ТКО, который образуется в кластере за год.

Норматив накопления ТКО

Норматив накопления ТКО на одного человека также утверждается постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики региона на основании натурных замеров, которые проводит Министерство экологии Челябинской области. До настоящего момента в Челябинской области действуют нормативы накопления ТКО, которые были утверждены в 2017 году. Согласно действующему нормативу один житель МКД образует в год 2,088 кубометра коммунальных отходов, а житель частного сектора – 1,612 кубометра. По всей видимости, в ближайшем будущем нормативы накопления ТКО в Челябинской области будут пересмотрены. Очевидно, что это также приведёт к изменению платы за услугу по обращению с ТКО.

Как устанавливается размер НВВ?

– На 2019 год (первый год реформы сферы обращения с отходами) НВВ для Регионального оператора определялась на основании действующих нормативных документов, регулирующих порядок расчёта, но с использованием исключительно прогнозных значений, так как фактических данных о результатах работы за предшествующие регулируемые периоды не было, – уточнили в компании Регоператора. – По итогам 2019 и 2020 годов появились фактические данные о работе Регионального оператора, что позволило оценить реальные затраты на обращение с ТКО. Стоит отметить, что они сильно отличались от начальных расчётов.

Объективные расходы регоператора оказались настолько большими, что в Челябинской области пришлось принимать закон о компенсации выпадающих доходов Регионального оператора. Это было сделано, чтобы не допустить роста тарифа для жителей региона на сумму сверх разрешённого российским законодательством. Во втором полугодии 2021 года для потребителей Челябинского и Карабашского кластеров стал действовать льготный тариф. Выпадающие доходы Регоператору стали компенсировать из регионального бюджета.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии