Невысокого роста, хрупкого телосложения, миловидная молодая женщина… Не такой ожидали мы увидеть медицинскую сестру, ушедшую добровольцем на специальную военную операцию! А она вот такая – молодая, темноволосая, улыбчивая и вместе с тем уверенная в себе, с открытым, твёрдым взглядом.
Знакомство с Ириной Легостаевой стало для меня неожиданностью. Звонок в редакцию с сообщением о том, что в Карабаш всего на пару часов приехала медицинская сестра с СВО, не позволил мне даже обдумать ситуацию, как-то подготовиться к встрече.
К тому же беседа с Ириной несколько осложнялась тем обстоятельством, что она по пути домой, в Златоуст, заехала в свой родной город, чтобы увидеться с родными: мамой, бабушкой, дядей, сёстрами, племянниками. Но всё же нам удалось поговорить с младшим сержантом Ириной Легостаевой.
Мой долг – помогать людям!
Ирина на мой первый вопрос, почему она решила пойти на специальную военную операцию, ответила не задумываясь:
– Это мой долг – помогать людям!
Она росла в семье казака и воспитывалась в строгости. Девочка с самых малых лет видела рядом отчаянных, смелых, строгих людей. И это воспитало в ней упорство в достижении целей, укрепило её дух, сформировала в ней такие качества, как уверенность, чувство долга, стремление быть полезной, напористость и бесстрашие.
Она никогда не боялась трудностей и шла по жизни, уверенно их преодолевая.
Профессию медицинской сестры она получила в 30-летнем возрасте, когда у неё уже была семья.
Окончив Златоустовский медицинский техникум и получив специальность медицинской сестры, она начала свой трудовой путь в медицине. Пришлось Ирине поработать и в паллиативном отделении, и в терапевтическом, и в гастроэнтерологическом… А потом она решила, что хочет быть операционной сестрой. Всего три недели понадобилось молодой женщине на переквалификацию, и она была уже готова встать к операционному столу, но начавшаяся пандемия на одиннадцать месяцев привязала её к ковидному госпиталю. Работа в ковидном госпитале выработала у Ирины Легостаевой выдержку и выносливость, укрепила характер.
Когда началась специальная военная операция, Ирина сразу же приняла решение принять в ней участие в качестве медицинской сестры и начала изыскивать возможности, чтобы попасть туда, где её помощь была так необходима.
– Муж тоже хотел участвовать в СВО, – рассказывает Ирина, – у нас с ним даже договорённость была: у кого первого получится, тот и идёт. Дети у нас уже взрослые, старшие дочь и сын живут самостоятельно, с нами только младший сын, которому совсем недавно исполнилось 16 лет.
Ирина без проблем прошла все этапы отбора на службу по контракту, а вот мужу не повезло: здоровье немного подвело.
22 июня 2023 года в составе медицинского батальона Ирина Легостаева отправилась на специальную военную операцию.
– Я ничего не говорила о своих планах ни маме, ни бабушке, проживающим в Карабаше, – вспоминает Ирина. – Знала, что они будут переживать, и не хотела их волновать.
Позвонила она своей маме Наталье Владимировне, только когда поезд прибыл в Волгоград.
– Я, когда услышала, что моя дочь едет на СВО, чуть с ума не сошла, – говорит Наталья Владимировна. – Но отговаривать её уже не было никакого смысла, и я думала об одном: только бы с ней ничего не случилось.
Зная упорный характер дочери, мать понимала, что, даже если бы она знала о решении Ирины поехать на специальную военную операцию, ей всё равно не удалось бы её отговорить.
Там, где и должна быть
Ирина Легостаева ни разу не обмолвилась о том, где ей довелось выполнять свой медицинский долг, на каком направлении специальной военной операции. По большому счёту, важно то, что женщина не осталась в стороне, нашла в себе силы, изыскала возможности надолго выйти за пределы зоны своего комфорта, рискнула и пошла единственно правильным для неё путём – непосредственного участия в специальной военной операции во имя будущего своей страны.
Вопрос о том, было ли страшно Ирине там, где постоянно нужно быть готовой к любым неожиданностям, где на каждом шагу таится опасность, мне поначалу показался некорректным. Страх – это естественное чувство, свойственное любому человеку. Тем более, когда тот находится в экстремальной ситуации. А условия специальной военной операции переполнены такими ситуациями…
Но Ирина совершенно неожиданно для меня сказала, что, отправляясь на СВО, не испытывала совершенно никакого страха. Да, присутствовало волнение, ожидание совершенно других условий для жизни и работы, о которых она пока знала только из телепередач, кино и книг… Но вместе с тем женщина испытывала огромное воодушевление, удовлетворение от того, что ей предстоит выполнять сложную и ответственную миссию – спасать бойцов, оказывать им медицинскую помощь.
– Теперь я знаю, почему все, кто побывал на специальной военной операции, снова туда возвращаются, – говорит Ирина. – Я тоже вернусь. Даже сейчас, когда я ещё и до дома-то не добралась, я постоянно думаю о том, как там бойцы, как мои коллеги
Непосредственной службе, конечно же, предшествовало боевое слаживание, во время которого пришлось и бегать в полном боевом снаряжении, и ползать, и стрелять. Также все медицинские работники проходят обучение по тактической медицине для оказания доврачебной помощи в полевых условиях.
Служба Ирины Легостаевой проходит в жёлтой зоне, находящейся в 15 километрах от линии боевого соприкосновения. Удалённость от линии боевого соприкосновения не гарантирует полной безопасности, риски всё равно есть. Случаются и прилёты «птичек» (так на СВО называют беспилотные летательные аппараты). Но они успешно перехватываются средствами ПСО.
– Мы привыкли периодически посматривать на небо, – признаётся Ирина. – Даже когда ехала в отпуск и вышла из поезда в Москве, поймала себя на том, что по привычке слежу за небом… Мы даже научились по звуку распознавать вражеские дроны: тяжёлая «Баба-яга» летит или лёгкий квадрокоптер.
На оказание первой помощи, стабилизацию раненых бойцов данное обстоятельство не влияет. Всю работу медики выполняют в укрытии, где есть всё необходимое для оказания первой медпомощи. И за жизнь каждого раненого они бьются до остервенения.
Ирина хорошо помнит своего первого бойца, которому ей пришлось ушивать большую рану бедра.
– За сутки мы проводим по 3-4 операции, но были периоды, когда с передовой поступало много раненых, и тогда количество операций увеличивалось до десяти, а иногда и больше, – делится особенностями работы на СВО Ирина.
После оказания первой медицинской помощи раненых на эвакуационной машине переправляют в госпитали, где они получают необходимое лечение.
Знала, что будет нелегко
Если с проявлениями страха ещё как-то можно справиться, привыкнуть к опасности, то где взять моральные и физические силы, чтобы справляться с колоссальными нагрузками?
– Конечно, каждый, кто пошёл на СВО, знал и понимал, что будет нелегко, – говорит Ирина. – Я тоже отчётливо это понимала и была готова к трудностям службы. Но не все обладают выносливостью. Случалось, что медсёстры, отработав тяжёлую смену, длительность которой предугадать сложно, не выдерживали перегрузок. Были случаи, когда они заболевали или переводились на штатную работу.
С бойцами всё гораздо проще: они идут на передовую, где об усталости думать нет ни времени, ни возможности…
Да, женщинам непросто находиться длительное время в полевых условиях, но с неудобствами чисто бытового плана они справляются, не жалуются и довольствуются теми условиями, которые для них созданы.
Гораздо тяжелее, как признаётся моя собеседница, мириться с необходимостью оказания медицинской помощи пленным бойцам ВСУ, отношение к которым не может быть однозначным. С одной стороны, это противник, который не щадит на поле боя наших парней, с другой стороны это раненый человек, страдающий от боли, нуждающийся в медицинской помощи.
– Выбора у медсестры нет, – говорит Ирина, – и ты молча, так, как это и требуется, оказываешь пленным медицинскую помощь.
Две недели передышки – и обратно…
Вот такую непростую, тяжёлую в физическом и моральном плане службу несёт Ирина Легостаева. Несёт честно, с достоинством и полной самоотдачей.
Две недели отпуска через полгода службы… Этого времени, конечно же, недостаточно, чтобы вдоволь насладиться отдыхом с семьёй, близкими и друзьями. И это же время тянется так медленно, когда наша героиня думает о своих сослуживцах, о том, что они там нуждаются в её помощи.
Да, жизнь медицинской сестры Ирины Легостаевой кардинально изменилась. Изменилась и она сама: стала требовательнее к себе, выносливее, жёстче, научилась стойко переносить лишения, контролировать свои эмоции и оказывать эмоциональное воздействие на раненых ребят.
– Участие в СВО позволило мне понять ценность жизни и научило ценить каждый её момент, – сказала в завершение нашей беседы Ирина Легостаева. – Этот приобретённый мной опыт очень дорог для меня.
Героиня нашего материала уже отправилась обратно на СВО, туда, где её ждали бойцы, с которыми у неё за семь месяцев службы сложились добрые товарищеские отношения.
Пусть будет всё хорошо у Ирины и у всех участников специальной военной операции. Мы ждём вас с победой!
Ирина ТУМАНОВА