
Подписанным распоряжением в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года включен крупный инвестиционный проект по созданию Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург протяжённостью 220 км с временем в пути между конечными пунктами 1 час 10 минут.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский: «Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение о включении проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали «Челябинск – Екатеринбург» в транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года. Премьер-министр особо подчеркнул, что «это важный и серьезный инфраструктурный проект, который должен положительно повлиять на развитие тех районов, через которые будет протянута уральская магистраль». Трудно не согласиться с этой оценкой, и я уверен, что теперь этому проекту будет придан мощный импульс. Проект Уральской ВСМ органично укладывается в логику стратегии пространственного развития, о которой сказал Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Это также дает выход Челябинской области к железнодорожному сверхкоридору «Евразия», который станет крупнейшим транснациональным логистическим проектом на евразийском континенте. Челябинск уже в среднесрочной перспективе станет равноправным участником и неделимой частью полицентричной агломерации с населением более 4 миллионов человек – одной из крупнейших в России. Перспективы просматриваются чёткие и во много привязаны к дате проведения в Екатеринбурге международного ЭКСПО – это, напомню, 2025 год. Абсолютно новые возможности получит бизнес Челябинской области, прежде всего это наши региональные производители рельсов, строительной техники, меди, элементов путевой инфраструктуры. Это занятость для многих тысяч южноуральцев, серьезные отчисления в бюджет, плюс развитие инфраструктуры тех населенных пунктов, через которые пройдет магистраль. Я поздравляю всех жителей Челябинской области с этим эпохальным для региона событием и настраиваю всех на большую созидательную работу».
Напомним, по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского вопрос о строительстве высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом прорабатывался с 2015 года. Основные вехи большого пути в подборке.
2016 год
Создано хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» в целях подготовки частного инвестора-концессионера и необходимого комплекта предпроектной документации для реализации инвестиционного проекта скоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург – Челябинск». Проект будет реализован по схеме заключения концессионного соглашения в порядке частной инициативы, предусмотренной 115 ФЗ «О концессионных соглашениях». Проектная компания обеспечит разработку предварительного технико-экономического обоснования, организационно-правовой схемы и структуры финансирования, которые необходимы для формирования предложения о заключении концессионного соглашения. Также в ее задачи входит поиск инвесторов и формирование пула индустриальных предприятий, заинтересованных в реализации проекта. Строительство магистрали будет обеспечиваться за счет собственных средств частного инвестора (концессионера) и привлеченного финансирования. Возврат инвестиций обеспечивается на этапе эксплуатации магистрали за счет генерируемых эффектов от реализации проекта.
Заключено трехстороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве по реализации проекта ВСМ «Челябинск – Екатеринбург» между правительством Челябинской области, Федеральным центром проектного финансирования (Группа ВЭБ) и правительством Свердловской области. Документ подписали губернатор Челябинской области Борис Дубровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и генеральный директор ФЦПФ Александр Баженов. Соглашение предполагает сотрудничество регионов и ФЦПФ в реализации проекта, а также участие сторон в капитале специальной проектной компании. При этом Челябинская и Свердловская области обеспечивают на своей территории решение земельных, технических и организационных вопросов, необходимых для проведения предпроектных изысканий, а ФЦПФ предоставляет экспертную поддержку и содействие в привлечении финансирования.
2017 год
Подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта строительства ВСМ «Челябинск – Екатеринбург» между ХП «Уральская скоростная магистраль» и China Railway Group Limited.
Правительство Челябинской области заключило соглашение о сотрудничестве с инвестиционной группой «РВМ Капитал». Договор подписали губернатор Челябинской области Борис Дубровский и председатель совета директоров группы Сергей Орлов. Компания выступит инвестором предпроектной подготовки строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Челябинск — Екатеринбург», для этой цели она вошла в хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». Специально для вхождения в хозпартнерство группа «РВМ Капитал» создала дочернюю структуру — ООО «РВМ Высокоскоростные магистрали», которое выступило покупателем доли в ХП «УСМ», принадлежащей ранее ОАО «ФЦПФ». Согласно договору, группа инвестирует в проекты, реализуемые на территории Челябинской области. Соглашение предусматривает максимальное использование инвестором сырья и комплектующих, выпускаемых предприятиями Челябинской области.
2018 год
В Правительство России подано предложение о заключении концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург.
Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым подписано распоряжение о включении в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года проекта строительства Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург.
СПРАВОЧНО
Инвестиционный проект по созданию Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург предполагает строительство линии протяжённостью 220 км с временем в пути между конечными пунктами 1 час 10 минут.
Реализация проекта предусмотрена прогнозом долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года, Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД», Программой организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.
Строительство УВСМ позволит улучшить структуру рынка труда, социально-экономической миграции, создать новый тип хозяйственной кооперации в уральском регионе.
Реализация проекта будет способствовать повышению мобильности населения Екатеринбургской и Челябинской агломераций, развитию моногородов, находящихся рядом с УВСМ.
УВСМ будет интегрирована в общероссийскую сеть высокоскоростного и скоростного транспорта, будет связана в том числе с железнодорожными магистралями Москва – Казань – Екатеринбург, Екатеринбург – Тюмень и Екатеринбург – Нижний Тагил. УВСМ будет частью международного высокоскоростного грузо-пассажирского коридора «Евразия».
Высокоскоростная магистраль позволит объединить Челябинск и Екатеринбург в единое социально-экономическое пространство. Проект концессионного соглашения предполагает 32-летний срок, а периметр концессии включает создание новой высокоскоростной железнодорожной магистрали и сопутствующей инфраструктуры. В частности, планируется создание четырех промежуточных станций и вокзальных комплексов (аэропорт Баландино, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово), депо для высокоскоростного подвижного состава. Высокоскоростные поезда смогут разгоняться до 300 км/ч. Завершить строительство и ввести магистраль в эксплуатацию планируется до 2024 г.
