Губернатор дал пресс-конференцию областным СМИ
Представители районных газет и телекомпаний задали губернатору самые разные вопросы: об отмене электричек в Аше, газовом конфликте в Златоусте, ремонте школы в поселке Есаульский, развитии сельского хозяйства в Троицком районе. Многие журналисты не смогли добраться из-за сложных погодных условий и затора на М5. Потому «дорожную» тему подняли первой.
В качестве вводной части губернатор рассказал об итогах социально-экономического развития области за 9 месяцев. По мнению Дубровского, показатели внушают оптимизм:
— Думаю, положительная динамика сохранится, что поможет нам выполнить все свои социальные обязательства и в целом выполнить весь бюджет развития. Под этим мы понимаем строительство дорог, газопроводов, дошкольных учреждений, ремонты капитальные соцобъектов, строительство жилья для переселения из аварийного фонда.
Цифры
Индекс промышленного производства в Челябинской области за 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года вырос на 2,4%.
Наилучший прирост по отраслям показали производство стальных труб (плюс 24,6%), добыча полезных ископаемых (+17%), производство грузовых автомобилей (+33%). Хорошая динамика отмечена в металлургической отрасли – плюс 6,5% и производстве продуктов питания (+3%).
Производство мяса за 9 месяцев выросло на 17%, но при этом упало производство молока – минус 1,7% к уровню прошлого года.
Южный Урал занял 8 место в стране по объему инвестиций в основной капитал – 85,4 миллиарда рублей. Пока сохраняется положительная динамика по росту реальной заработной платы – плюс 1% к уровню 9 месяцев прошлого года. Количество официально зарегистрированных безработных 23 тысячи 400 человек, это 1,23% экономически активного населения.
— Вопрос из Кыштыма: 11 августа этого года подряд на ремонт дорог сразу в 10 территориях выиграл «КаслиДорРемСтрой». По условиям контракта через 10 дней должны были зайти в Кыштым, но не успели. Зашли только 6 октября, работы продолжали под снегом. Было направлено письменное предупреждение, что из-за низкого качества работа не будет оплачиваться. Когда прекратится эта порочная практика?
— Не уверен, что работу обязательно оплатят. Для этого и существует приёмка. Это первое. Не сказать, что это очень большая сумма 200 миллионов, у нас весь бюджет дорожного строительства около 10 миллиардов. Другой вопрос, насколько способно подобное предприятие эти деньги освоить. Хотя, может, сама ситуация их поставила в такие условия. Мы чётко понимаем, что разыгрывать надо в феврале, чтобы в апреле закончить все торги, и приступать. Почему нам не удалось это сделать в этом году – не очень хорошее хозяйство было принято. Не хочу погружаться в подробности. Но мы должны поменять ситуацию. Должна появиться на этом рынке конкуренция, новые технологии, другие походы к этой работе. У меня есть четкое поручение: если у нас возникает риск некачественного производства – работы надо прекращать, деньги возвращать. Боюсь, что так и произойдет. В 2015 году должен быть длинный строительный сезон. Я настаиваю на том, чтобы нам посмотреть на новые технологии. Они есть. Пока мы очень примитивно себя ведем. А технологии есть, в том числе и в строительстве дорог. И мы не должны допускать форс-мажоров.
— Вопрос из Миасса: нас ждет реформа системы управления областью. Вы возглавите правительство. Почти во всех городских округах будет двуглавая система управления с введением должности сити-менеджера. На ваш взгляд, кто должен подписывать контракт с главой администрации – губернатор или председатель городского собрания депутатов? Второй вариант, как мне кажется, похож на то, что если бы вы брали на должность топ-менеждера ММК, а контракт с ним подписывал бы председатель профкома.
— Что касается реформы: да, я собираюсь взять на себя полномочия председателя правительства. Не считаю, что это великая революция, это достаточно общая практика. До некоторого времени так было в Челябинской области. Тут многое зависит от личности руководителя: готов ли он заниматься операционной деятельностью, свойственно это ему или нет. Я всю жизнь только этим и занимался, считаю, что в моем случае так и будет правильно. И не потому, что я не доверяю председателю правительства, просто потому что я все равно этим занимаюсь, все равно в это погружен. Что касается двуглавой системы, это долгий разговор. Я много об этом думал, наверное, правильнее не единообразие, а индивидуальный подход к каждой территории. Но тогда мы совсем запутаемся.
Мне кажется, что правильнее будет с нашей стороны предложить кандидатуру сити-менеджера и нести ответственность за его действия, ведь он будет членом нашей команды. Такова моя логика, в этом случае я несу ответственность за этого человека.
В этом случае я задумываюсь, что это будет в каждом из муниципальных образований. Районы – это большие территории. Наверное, там надо будет все оставить так, как это работает сейчас, мы над этим размышляем. Решения пока не принято. Теперь о том, кто будет подписывать контракт. Ваше мнение, что подписывать должен я? Я подумаю об этом. Хотя я считаю, что не важно, кто подписывает. Если следовать вашей логике, трудовые книжки должен подписывать директор предприятия. Но он делегирует это право начальнику отдела кадров. Что-то подобное можно сделать и здесь, мне кажется. Тот статус, который будет у человека, который подписывает контракт, будет подчеркивать, в том числе, и мое уважение. И если это будет выбранный глава, мое уважение к населению, которое представляет депутатский корпус. Наверное, это тоже важно.
— Вопрос из Сатки: с пятницы у нас нет автобусов по М5. Понятно, что это федеральная трасса, и там идёт реконструкция. Но она идет возле Чебаркуля, в степи, а наш участок не знаю, когда дождётся. Есть ли у областной власти какие-то полномочия донести до федерального министерства информацию о том, что горная часть дороги остро нуждается во внимании?
— Полномочий нет, есть обязанности. Я обещаю вам, что буду доносить и доношу, насколько мне хватает авторитета, который надо еще наращивать. Надо авторитетно представлять область и иметь аргументацию, чтобы тебя поддерживали. Решение, конечно, за федеральными агентствами, без сомнения. Сейчас очень активно работаем в подобном направлении вокруг дороги М36, там тоже непростое положение. Я не ухожу от ответа, пытаюсь этим примером ответить на вопрос о полномочиях. Есть обязанности зайти в программы, там очень серьезные деньги. И всюду есть решения. Что касается М5 – там нужна обходная дорога, потому что трасса ограничена землями лесфонда. Я думаю, что на это потребуется десятки миллиардов рублей. Это очень серьезный ресурс. Но мы будем над этим работать. Может быть, к середине срока полномочий мы, по крайней мере, найдем техническое решение этого вопроса и следующему руководителю передадим его к исполнению.
— Вопрос из Озерска: пенсионеры поделились разочарованием по поводу отсутствия 500 рублей ко Дню пожилого человека. С чем это связано, не будут ли урезаться проекты социальной направленности?
— Это говорит только о том, что в бюджете не были предусмотрены расходы на эти выплаты. Бюджет принимался до меня, я его исполняю. Сейчас мы формируем бюджет 15 года, выносим на обсуждение Закосбрания, эти статьи там есть, мы будем на них смотреть. Если их утвердят, будем платить. А теперь по сути: необходимо сказать, что наш бюджет дефицитен. Мы упираемся в размер дефицита на уровне 10% от поступлений. Мы не имеем права больше заимствовать. Надо будет выбирать, каким соцпроектам мы отдадим предпочтения. Есть те, которые мы должны вести по закону, а есть некие дополнительные льготы. То, о чем вы говорите – это дополнительные льготы, которые мы можем себе позволить в случае, если у нас есть источники. Надо просто, на мой взгляд, когда что-то обещаешь, сначала посчитать, есть ли возможность эти обещания выполнить. Те, кто формировал бюджет 2014 года, посчитали, у них такой возможности не было. И я согласен, что ее нет. У нас не может быть какой-то адресности: или всем или никому. А это 600 миллионов рублей. Наверное, в этом вся причина. Приношу извинения пенсионерам.
— Снова Озерск: зачастую люди обращаются к вам и не верят в эффективность местных властей. Как, по-вашему, надо ли прививать основы политической грамотности населению, чтобы самоуправление было действительно самоуправлением? Чтобы местные проблемы решались на местном уровне.
— Все полномочия территории должны быть обеспечены ресурсами, только и всего. Не всегда главы неэффективны, только потому, что они неэффективны. Зачастую у них нет ресурсов, может, они даже и советуют: «Иди к губернатору, он же у нас добрый, он что-то выделит. А я, как только деньги будут, все решу». Вот и весь ответ. Мне бы конечно хотелось, чтобы все вопросы решались на уровне полномочий. И не только когда ко мне обращаются, чтобы решить вопросы полномочий муниципалитета, но и когда обращаются выше меня, чтобы решить вопросы моих полномочий. Мне также это не нравится. Ответ: надо формировать культуру отношений с властью, власти надо дать не только полномочия, но и ресурсы для их выполнения, это должно быть сбалансировано.
И конечно, во власти должны быть люди, которые хотят что-то сделать для развития территории максимально возможное в рамках тех ресурсов, которые есть. Работать надо добросовестно. Это конфуцианская идея об идеальном государственном муже. Надо понимать, что это служение. И служить честно, по мере сил. Но к этим силам нужны еще и ресурсы.
— Вопрос из Сатки: в этом году территории получили достаточно средств на газификацию, это позволило закрыть множество проблемных вопросов. Продолжится ли газификация?
— Хороший вопрос. Я сейчас могу рассказать о том, как мы много сделали. Если серьезно: есть проблема, и она есть. В динамике. Надо отметить, что на фоне остальных регионов мы выглядим неплохо. Основа была заложена еще Петром Суминым. И было все неплохо, когда в софинансировании участвовал Газпром. Мне кажется, мы допустили ошибку, когда при приходе в регион Новатэка не определили, как выстроим эту работу с ним. Потому произошел провал. На мой взгляд, продвижение – это их работа. Мы сейчас продвигаемся,и, надеюсь, придем к пониманию этого вопроса. Есть программа, как мы будем это развивать. В этом году мы делали это за счёт бюджета. Видя радость людей, когда приходит в дом газ, я считаю, что это очень важное направление. В бюджете мы сейчас предусматриваем 250 миллионов рублей. Есть бюджет развития села, где идет софинансирование федерации, думаю, там еще сотню вытащим. Должны доработать с Новатэком. Надеюсь, что уровень, близкий к уровню следующего года нам удастся профинансировать. Если мы правильно понимаем прогноз бюджетных поступлений, наши надежды имеют под собой практическое основание. Что касается направления ресурсов, здесь нужна подготовительная работа со стороны территорий. Нужны проекты, разрешения на строительство, правильно отыгранные конкурсы. И очень нужна живая работа, чтобы газ, который пришёл на улицу, был разобран по домовладениям. Чтобы поставщик тоже был заинтересован в развитии. Газификацией будем заниматься. Газ – наше достояние, будем его жечь.