
Именно такой считает свою жизнь 90-летняя Ксения Ивановна Аллаярова.
Незадолго до празднования нашей землячкой столь замечательной даты я побывала у неё в гостях. Знакомство с человеком, прожившим долгую жизнь, всегда сулит новые открытия, новые впечатления, обогащает, удивляет, восхищает, дарит ощущение сопричастности к событиям далёкого прошлого. Поэтому я всегда с особым удовольствием встречаюсь с пожилыми людьми. Для меня они легендарные личности, и свидетельством этого является их нелёгкая, поистине героическая жизнь, полная борьбы с трудностями и лишениями, полная преодолений…
Ксения Ивановна Аллаярова – обычная русская женщина, которой на её веку хватило и радостей, и горестей, и веры, и разочарований. Её судьба похожа на судьбы многих людей, родившихся в непростое время, взрослевших в страшные годы войны, являвшихся участниками восстановления страны в послевоенное время, переживших перестройку и развал того, что неимоверным трудом ими же и создавалось, научившихся жить в новых реалиях и не перестающих верить в то, что лучшее впереди.
Ксения Ивановна родилась 20 февраля 1934 года – в год образования Челябинской области. И хотя она не является её уроженкой, большую часть жизни она прожила здесь, и её вклад в развитие Южно-Уральского региона поистине велик.
Детство отняла война
Героиня нашего сегодняшнего материала родом из села Нижний Кисляй Воронежской области. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было всего семь лет. Но в её семье, где воспитывались пятеро ребятишек, она была второй по старшинству и считалась взрослой, помощницей. Поэтому на её плечи легло много семейных забот, когда отец – участник Гражданской и Финской войн – вновь ушёл на фронт выполнять свой воинский и гражданский долг по защите Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Деревня наполовину опустела. Мужчины ушли воевать, а дома остались жёны с детьми да старики.
– Трудно всем жилось без мужского плеча, – вспоминает Ксения Ивановна. – Но надо было жить, и мы старались не думать о трудностях.
Как оказалось, самое страшное ещё только предстояло пережить. Немцы наступали, вот уже и над селом Нижний Кисляй нависла угроза оккупации. Всё население было эвакуировано за 30 километров в село Пирамиды.
– Мы собрали свой нехитрый скарб, запрягли единственную нашу корову в сани и покинули родную деревню, – продолжает рассказ Ксения Ивановна. – Когда прибыли в Пирамиды, никто не хотел брать на постой такую большую семью. Всё же какая-то дальняя родственница по линии бабушки пустила нас переночевать, накидала соломы на пол, на ней мы и провели ночь.
Потом одна деревенская жительница взяла многодетную семью на постой, резонно рассудив, что хоть семья и большая, зато с коровой…
Но, кроме молока, семье нужно было и другое пропитание, и мать решилась поехать в родную деревню, чтобы взять картошки из подпола.
– А в деревне уже вовсю хозяйничали немцы, – рассказывает моя собеседница. – В нашей избе они разместили столовую, печь разломали… В общем, вернулась мама ни с чем, со слезами на глазах…
Ксения пошла учиться в школу во второй класс. Лютый холод до костей пробирал кое-как одетую девочку и по дороге в школу, и на уроках.
– Однажды я так промёрзла, что больше не пошла в школу, – вспоминает Ксения Ивановна.
Перезимовав в Пирамидах, люди начали возвращаться в свою деревню, которую немцы к весне оставили.
– Пришли мы к полной разрухе, – с дрожью в голосе рассказывает женщина. – Спасибо людям, не бросили нас в беде. Соседи помогали восстанавливать дом, а соседский мальчик помог печь сложить.
Жизнь продолжалась. Она проходила в постоянном труде всех, кто мог выполнять хоть какую-то работу. Вместе со взрослыми трудились и дети.
– Я работала водоноской в совхозе, – вспоминает Ксения Ивановна. – На совхозных полях выращивали хлеб, свёклу, траву… Взрослые в звеньях работали там от зари до зари, а мы носили для них воду вёдрами. Потом бригадир увидел, что я могу полоть, и поставил меня в звено на прополку. Три старушки и я – так и работали.
Помимо прополки, на восьмилетнюю девочку была возложена обязанность пригонять для работы в поле быков. Запрягать их помогал Ксении старый сторож, а гнать огромных животных приходилось самой.
– Быки, хоть и крупные животные, но очень пугливые, шарахаются в сторону от любого звука, – вспоминает пожилая женщина. – Управлять ими было очень трудно, особенно когда приходилось мост через речку проходить. Быки всё время норовили к речке свернуть, чтобы воды напиться. Я им кричу: «Цоб-цобе, цоб-цобе!» (означает «идти вперёд». – Прим. автора). Но они плохо слушались. Помню, что мне было очень страшно. Но я как-то справлялась.
Не прошёл бесследно для здоровья девочки непосильный труд, надорвалась Ксения Ивановна, поднимая тяжести и из последних сил сдерживая быков.
Не только тяжёлым трудом запомнились военные годы нашей героине. Довелось ей испытать страх перед авиационными налётами, когда всей деревней убегали в поле и там, распластавшись на земле, ждали, когда минует смертельная опасность.
За год до победы вернулся домой отец Ксении Ивановны – с перебитой ногой, на костылях, но, главное, живой! А потом была Победа! И это было огромное счастье, добытое подвигами людей на фронте и в тылу. Это было начало новой, мирной жизни, в которой нашей героине, как и тысячам молодых людей и подростков, было отведено важное место в восстановлении разрушенного войной хозяйства.
К сожалению, этого героического труда не увидел отец Ксении Ивановны: через год после великой Победы он умер, так и не избавившись от полученного во фронтовых окопах воспаления лёгких.
Судьба привела в Карабаш
Наверное, предопределённость в жизни – судьба – все-таки существует. Именно она привела в далёком 1955 году нашу героиню в Карабаш.
Работа в совхозе в послевоенные годы, что называется от рассвета до заката, была тяжёлой и не приносила молодым людям удовлетворения. Многие стали уезжать из деревни в поисках интересной работы и лучшей жизни. Как-то в деревню приехали вербовщики. Они набирали группу на строительные работы в Свердловскую область. Ксения Ивановна решилась на переезд и записалась в группу строителей.
И вот здесь вмешалась судьба. В Свердловской области от строительной группы отказались и перенаправили её в Челябинскую область. Так Ксения Ивановна попала в Карабаш.
Вместе с другими молодыми строителями ей пришлось осваивать болотистую местность, где строились жилые дома. Это нынешняя улица им. Ленина.
Рыли траншеи, бутили их камнями, разгружали вагоны со строительными материалами, на носилках подносили их на строительную площадку… Ежедневная восьмичасовая работа, хоть и была тяжёлой, но имела преимущества перед прежней работой в совхозе, где не приходилось даже мечтать о выходных днях. Ещё одним большим плюсом работы в Карабаше был тот факт, что в магазинах всегда можно было купить необходимые продукты или какие-то вещи, чего в деревне не было. Плохо в послевоенные годы было с продуктами в Воронежской области. Люди питались тем, что удавалось вырастить на собственных огородах, собирали в поле колоски…
Семья – смысл жизни
Здесь, в Карабаше, девушка встретила красивого парня Раила Аллаярова. Сам он был родом из деревни Мухаметово, а работал в Карабаше. Был он парнем весёлым, покладистым, и в то же время чувствовалась в нём удивительная мужская сила и уверенность.
– Не сразу решилась я завязать с ним отношения, – с улыбкой вспоминает молодые годы Ксения Ивановна. – Подруга меня уговорила.
Молодые успели пожить и в комнате в одном из бараков в спецпосёлке, и в комнате общежития на улице Ярославского, и в квартире в том же общежитии, ставшем впоследствии семейным. Потом супруги купили домик на улице Первомайской и начали обустраиваться теперь уже в собственном доме. Обзавелись небольшим хозяйством, купили коз, кур, кроликов. Это было неплохим подспорьем для семьи.
А вскоре семья Аллаяровых обосновалась в родной для мужа деревне Мухаметово. Ксения Ивановна работала на гидравлике на золотодобывающем предприятии «Миассзолото», потом перешла в совхоз, где муж работал механизатором.
Судьба, соединившая Ксению и Раила, подарила им огромное счастье стать родителями четверых детей, но вместе с тем подвергла супругов серьёзному испытанию. Младшая дочка Танюша, родившаяся очень слабенькой, несмотря на постоянные уход и заботу родителей, сестёр и брата, не смогла побороть свалившуюся на неё болезнь и в трёхлетнем возрасте умерла.
Дети для супругов Аллаяровых были смыслом их жизни, они делали их жизнь наполненной, радостной и счастливой.
С любовью, вниманием и почтением относились и дети к своим родителям. Так было и будет всегда. Часто собирались дети в родительском доме. Ксения Ивановна к их приезду начинала стряпню, а муж подшучивал над ней:
– Что, клушка, собрала своих цыплят?
И были эти минуты самыми счастливыми в жизни женщины.
С тех пор как после инсульта ушёл из жизни Раил Абдулович, дети всю свою любовь дарят маме Ксении Ивановне. И эта любовь продлевает её жизнь.
Много лет после смерти мужа Ксения Ивановна жила в деревне Мухаметово, продолжала держать корову. Одной ей, конечно, было не под силу справиться со всей работой, связанной с содержанием домашней скотины. Но дети, понимая желание матери сохранить привычный для неё уклад жизни, во всём ей помогали. Отпуска проводили на сенокосе, где они и работали, и отдыхали от своей профессиональной деятельности.
Сейчас Ксения Ивановна живёт в Карабаше, в квартире. Состояние здоровья не позволяет ей жить вдалеке от детей. Конечно, она скучает по своему деревенскому дому, но под присмотром детей ей живётся хорошо и спокойно.
О маме – с любовью
С большой любовью и искренним желанием подарить праздник самому дорогому и любимому человеку готовилась к 90-летнему юбилею Ксении Ивановны Аллаяровой вся её большая семья.
Она у нашей почтенной землячки очень большая. Трое детей подарили ей десять внуков, а те в свою очередь одарили 21 правнуком, а теперь уже и праправнучка радует бабушку Ксению.
– У нас самая лучшая мама на свете, – говорят дети Ксении Ивановны. – Её всегда все любили за её доброту, дружелюбие, неконфликтность, безотказность и трудолюбие. За свой труд она имеет множество заслуженных наград. Мы очень гордимся нашей мамой.
Действительно, трудовой путь Ксении Ивановны Аллаяровой, который она начала в восьмилетнем возрасте, заслуживает огромного уважения. К тому же есть одно обстоятельство, о котором я просто не имею права умолчать. Дело в том, что труд Ксении Ивановны в военные годы не был учтён документально, и звание «Труженик тыла» ей не было присвоено. Трудовую книжку наша героиня получила только в 14 лет. Но женщина не держит обиды за эту несправедливость: не за звание она работала в те тяжёлые годы, а во имя Победы.
Огромная признательность за этот трудовой подвиг маленькой девочки должна жить в сердцах всех, кто не знал ужасов войны!
И сегодня Ксения Ивановна остаётся доброжелательным, скромным и весёлым человеком. Она часто подтрунивает над детьми и внуками, чем их бесконечно радует.
– Я горжусь своими детьми, – говорит пожилая женщина. – Они у меня золотые! Я жизнь за них отдам!
Наша уважаемая юбилярша занимает активную гражданскую позицию, внимательно следит за событиями, происходящими в стране и мире, вникает в политические вопросы и, конечно же, очень переживает по поводу специальной военной операции на Украине, где сейчас находится её внук. Она хорошо знает, что такое война, сколько горя она несёт, поэтому не волноваться просто не может.
И завершая нашу беседу, она произнесла тихим, но твёрдым голосом:
– Я верю: всё будет хорошо!
Спасибо вам, уважаемая Ксения Ивановна, за вашу веру, ваш героический труд, вашу честную, правильную жизнь, вашу сильную волю и чистую, светлую душу!
Мы присоединяемся ко всем многочисленным поздравлениям, которые получила эта удивительная женщина в день своего 90-летия, и желаем Ксении Ивановне Аллаяровой как можно больше светлых и радостных дней, наполненных любовью близких и родных людей.
Ирина ТУМАНОВА