Великая Отечественная война принесла советскому народу тяжелые испытания. Одним из них был голод. Сегодня, в условиях продуктового изобилия, мы совершенно не задумываемся о том, что такое настоящий голод. Конечно же, мы его периодически испытываем, но это всего лишь потребность нашего организма к восполнению энергетических запасов. Мы легко устраняем это неприятное чувство, благо, недостатка в продуктах питания не испытываем. В годы Великой Отечественной войны для советского народа недостаток питания стал бедствием, унесшим миллионы жизней.
Стоит ли говорить о том, что основным продуктом питания был хлеб. Наличие либо отсутствие в магазинах хлебобулочных изделий являлось для граждан своеобразным показателем ситуации в стране. Поэтому отсутствие хлеба в магазинах воспринималось людьми как предвестник голода со всеми вытекающими последствиями.
Не удивительно, что вопрос снабжения хлебом в годы войны считался вопросом политическим.
Жизнь по карточкам
Перебои с поставками хлеба начались уже в конце июля 1941 года.
Впрочем, избытка продовольствия в СССР не было и в довоенные 30-е годы, как, впрочем, и в другие времена, а с началом Великой Отечественной войны ситуация стала еще более ухудшаться. Спешная эвакуация множества предприятий на восток страны, потеря больших площадей пахотных земель и в целом тяжелое положение первых месяцев войны требовали от правительства введения жесткой экономии и оптимизации всех имеющихся средств. Была введена карточная система распределения продуктов питания и товаров первой необходимости.
Карточки вводились не единым постановлением, а постепенно, последовательно в разных регионах и городах страны, на разные товары и продукты. В столице карточная система была введена уже в первый месяц войны. 16 июля отделом торговли было подписано распоряжение №289 о введении карточек на некоторые продукты и промышленные товары в городе Москва. А уже 18 июля карточки были введены в Ленинграде и окрестных городах.
Распределение уже к ноябрю 1941 года охватило почти все города Советского Союза. На карточки могли претендовать все граждане страны, но нормы и количество самих карточек распределялись по важности профессии и тяжести труда.
С начала карточной системы до 21 ноября 1943 года служащие обеспечивались хлебом по двум категориям: по 1-й категории — 500 граммов в день и по 2-й категории — 400 граммов.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 15 ноября 1943 года все служащие стали обеспечиваться хлебом по единой норме — 400 граммов в день. 21 ноября 1943 года для служащих ведущих отраслей промышленности были установлены более высокие нормы снабжения хлебом. В угольной, оборонной промышленности и металлургии, на железнодорожном и водном транспорте — 450 граммов в день, а служащим черной металлургии — 500 граммов. В Москве служащие обеспечивались хлебом по норме 450 граммов в день, а в Ленинграде и районах Крайнего Севера – 500 граммов.
Блокадный хлеб
Как уже говорилось выше, в Ленинграде карточки были введены еще до начала блокады, 18 июля 1941 года. Норма составляла 800 граммов хлеба. Уже 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам была установлена норма по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов.
Нормы хлеба по карточкам в Ленинграде снижались пять раз. Самая минимальная норма действовала с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. По ней полагалось к выдаче: рабочим — 250 граммов хлеба, всем остальным — 125 граммов. Калорийность такого количества хлеба не могла восполнить затраты человеческого организма даже на простое существование, не говоря уже о работе, что привело к резкому скачку смертности от голода. За декабрь 1941 года в Ленинграде умерло от голода около 50 тысяч человек. С началом действия ледовой «Дороги жизни» поступление продуктов в Ленинград увеличилось, и нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города.
Карточки для жизни. Карточки – сама жизнь!
Стоит ли говорить о том, что карточки на продукты питания были для людей главным условием выживания в годы войны. Не было для людей ничего страшнее, чем лишиться карточек на хлеб. А такое случалось часто. Карточки могли украсть, их можно было потерять, спасаясь от обстрела, лишиться во время бомбежек…
Их берегли, как зеницу ока, а полученные по ним ровные кусочки хлеба, несмотря на постоянное чувство голода, бережно несли домой, где распределяли их между членами семьи…
Люди, пережившие голод военного лихолетья, и в мирное время дорожили каждой крошечкой хлеба. Они знали ему цену – цену жизни…
Сегодня в фонде Карабашского городского музея хранится девять карточек на продукты питания времен Великой Отечественной войны. Удивительно, что эти пожелтевшие бумажки сохранились до наших дней. Почему они остались не отоваренными? Кому принадлежали?
К сожалению, ответов на эти вопросы нет. Эти карточки на хлеб и сахар, датированные мартом 1944 года, были переданы в городской музей Р. Кочневой в ноябре 2003 года.
(Подготовлено по материалам городского музея и свободных источников)