Интервью Олега Буданова

Интервью Олега Буданова

23.12.2015
23.12.2015
p1a76ujil51op310gd1bgi8fh1ari5.jpg

Он ответил на вопросы «Карабашского рабочего» о том, что же такое ТОР, будет ли ЗАО «Карабашмедь» управлять городом и что делать с имиджем.    

— Олег Геннадьевич, сообщение о том, что в Карабаше появится ТОР, вызвало горячее обсуждение в соцсетях. Не все, правда, понимают, что это такое. Говоря ОЧЕНЬ простым языком, ТОР – это…

— Все-таки правильнее говорить ТОСЭР  —  территория опережающего социально-экономического развития.  Это механизм взаимодействия государства и бизнеса (частных инвесторов), который позволяет избавиться территории от гиперзависимости от градообразующего предприятия. В самом общем виде данный механизм выражается в создании в моногородах условий для развития новых предприятий посредством введения на территории льготного налогового режима, причем без ущерба для бюджета города.

То есть логика проста – государство уменьшает издержки производителя, себестоимость продукции снижается, повышается конкурентоспособность предприятия и мотивация для потенциального инвестора вкладывать средства в проекты, расположенные на данной льготной территории. Необходимо отметить, что данный инструмент особенно привлекателен для бизнеса в кризисный период.

Одно из обязательных условий для потенциального резидента ТОСЭР (частного инвестора) — необходимость создать новые рабочие места в конкретном муниципальном образовании, то есть в данном случае – в  городе Карабаш, а также инвестирование в проект не менее пяти миллионов рублей собственных средств. 

— Есть мнение, что при появлении ТОСЭРа главную роль, а, следовательно, возможность фактически управлять городом получит ЗАО «Карабашмедь». Так ли это?

— Это не более чем заблуждение. Дело в том, что федеральное законодательство четко установило цель создания ТОСЭР в моногородах: создание и развитие новых производств, не связанных с деятельностью монопредприятия.  Тем самым ЗАО «Карабашмедь» не имеет права быть резидентом ТОСЭР, т.е. лицом, получающим какие-либо льготы или преференции от государства в связи с созданием особой территории. Более того, государство не будет поддерживать предприятия, которые поставляют продукцию ЗАО или его «дочкам».  

 

Для справки

Резидентами территорий опережающего социально-экономического развития признаются   юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг … и отвечающие одновременно следующим требованиям:

1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования;

2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования;

3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.

Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», статья 34, часть 3.

— В соцсетях вспоминают недавние попытки оживить Карабаш, город как-то вошёл в программу поддержки и развития моногородов России. Но всё закончилось ничем. В чём разница между той попыткой и тем, что сейчас пытаетесь делать вы?

— Конкретные показатели, заложенные в «Программу поддержки и развития моногородов России», были выполнены. Возможно, жители этого и не почувствовали, но это был первый шаг государства в сторону поддержки моногородов. В Челябинской области всего две территории получили поддержку по этой программе, и Карабаш один из них. Проблема заключалась в том, что законодательство на тот момент не предусматривало других механизмов поддержки подобных территориий, а объемы финансирования в рамках программы во многом зависели от проработанности документов внутри муниципалитета. Как говорится, сколько смогли просить у государства, предоставив обоснования, столько государство и профинансировало.

Законодательство по созданию ТОСЭР кардинальным образом отличается. В данном случае, речь не идет о выделении средств из бюджета или ином прямом финансировании государством. ТОСЭР это, в первую очередь, создание максимально выгодных условий для появления и развития новых бизнес-проектов, которые «потянут» за собой создание рабочих мест, инвестиции в инфраструктуру города и увеличение поступлений в местный бюджет.      

 

— Какую конкретно выгоду получат жители Карабаша от появления ТОСЭРа?

— Как я уже говорил, обязательным условием для частного инвестора, желающего получить статус резидента ТОСЭР, является необходимость создания не менее 20 рабочих мест в течение первого года работы. Если предприятие уже работает на территории моногорода, количество создаваемых новых рабочих мест должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников за последние три года (либо за период его существования, если оно существует менее трех лет). Новые рабочие места, обязательный объем инвестиций, создание новых инфраструктурных объектов, все это, помимо дополнительных поступлений в местный бюджет, окажет безусловное влияние на жизнь всего города.  

— Наверняка вы уже входите в курс дела, знакомитесь с обстановкой в городе. Если говорить медицинскими терминами, какой диагноз можно поставить городской экономике: пациент скорее жив или наоборот?

— Скажу так: пациент находится в стабильно критическом состоянии, но шансы на возобновление активной жизнедеятельности вполне реальны. Опять же, используя медицинскую терминологию, очень большое значение будут иметь выбираемые средства медикаментозного, а возможно и хирургического вмешательства, а также квалификация, опыт «медицинского персонала», желание работать и помогать пациенту.

— Как считаете, имидж Карабаша как самого грязного места России не отпугнёт потенциальных резидентов ТОСЭРа?

— Считаю, что основная проблема Карабаша не в имидже – проблема в стабильно неблагоприятной экологической обстановке, отсутствии социальной инфраструктуры, недостатке рабочих мест, оттоке населения.  В то же время основная особенность бизнеса — в практичности. Статус резидента ТОСЭР дает значительные преимущества. Поэтому когда речь идет о возможности развития бизнеса, его рентабельности, инвестор вполне может пренебречь неблагоприятными экологическими факторами.  Такую «практичность» нам и необходимо использовать. Это, впрочем, не означает исключения из списка приоритетных задач оздоровление экологической среды.

Ущерб от неблагоприятной среды обитания карабашцам нужно компенсировать  созданием благоприятной социальной и экономической среды: качественным и доступным здравоохранением, нормальным транспортом, созданием рабочих мест, повышением зарплаты. Эту стратегическую задачу я считаю наиболее достижимой, и роль института ТОСЭРа здесь сложно переоценить. Особенно сейчас, когда государственные расходы на эти цели сокращаются, и город может рассчитывать только на себя.

— Кадровый кризис, который сейчас налицо в Карабаше, помешает двигать проект вперёд?

— Проблемы с квалифицированными кадрами существовали всегда, Карабаш в данном случае не является исключением, но под лежачий камень, как известно, вода не течет. Работая в должности советника по экономическим вопросам в течение трех недель, я успел пообщаться со многими действующими и бывшими сотрудниками администрации, жителями, депутатами. И у меня сложилось мнение, что основной недостаток сейчас – не отсутствие кадров как таковых, а отсутствие единой стратегии развития с четким распределением ролей и ответственности. Также ощущается необходимость в реанимации мероприятий по привлечению молодых специалистов к муниципальной работе, создании «живого» кадрового резерва.

Для справки

Олег Буданов, родился в Кыштыме. После окончания школы в Миассе, учился в Челябинском юридическом институте МВД РФ по специальности «юриспруденция», одновременно работая оперуполномоченным ОБЭП в УВД Миасса. С 2002 по 2012 годы работал в юридическом управлении администрации Миасского городского округа. Участвовал в огромном количестве судебных дел, защищая интересы администрации. Кроме того, в статусе арбитражного заседателя при Арбитражном суде Челябинской области участвовал в рассмотрении экономических споров и принятии итоговых судебных актов. С 2013 года  работает в холдинге национального парка спорта и туризма «Тургояк», с 2014 года возглавляет компанию холдинга, которая занимается строительством рекреационных объектов.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии